plakat.jpg
      
Личный кабинет
Пожалуйста, авторизуйтесь:
Логин:
Пароль:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:




Использование интерактивных методов и Интернет-ресурсов на занятиях по дисциплине «История языка"

Автор: Уткина Лариса Николаевна, Кандидат филологических наук, Доцент
Московский городской психолого-педагогический университет.
Конфуций В статье рассматривается задача подготовки творческой личности с помощью предмета «История языка». В связи с особой значимостью языкового образования в 21 веке, подчеркивается необходимость нахождения «умного» баланса между традициями и инновациями. Особое внимание уделено способам и путям обучения умной личности, способной к саморазвитию в течение всей жизни.
«Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и понимаю» Конфуций

Языковое образование в России всегда имело важное социально-личностное, государственно-экономическое и собственно образовательное значение. В конце XXвека вместе с глобальными общественно-политическими изменениями и сменой парадигмы отечественного образования начался и процесс переосмысления роли и социальной значимости языкового образования. Интеграционные процессы вхождения общеевропейское и мировое образовательное пространство порождают новые тенденции и требуют распространения инновационных технологий с учетом неповторимого своеобразия задач, стоящих перед новой Россией [2].

В традиционном языковом образовании в России имелись интересные находки и применялись эффективные технологии, базирующиеся на богатой культурной традиции. Поэтому нельзя полностью отказываться от традиционных приемов обучения, а нужно находить «умный» баланс между традициями и инновациями.  Две парадигмы образования могут успешно сосуществовать, естественно, с преобладанием инновационного подхода. Данная мысль точно отражена в термине «комбинированное/гибридное обучение» (blended learning).

В последние годы стал особенно популярен термин smart learning, подразумевающий подготовку умной, творческой личности, способной развивать свои компетенции в течение всей жизни. Дискуссии о путях развития современного образования для создания мирового smart-общества был посвящен форум Smarte-learningРоссия, прошедший в Москве 9-10 октября 2012 года. На форуме обсуждались проблемы «умного учения» с применением разнообразных ИКТ технологий. Были отмечены основные преимущества данного типа учения и обучения: возможность выбирать место и время обучения, а также форму общения; превращение образовательного процесса в коллективный процесс познания через решение конкретных задач; переход от учения/обучения к сотрудничеству; превращение преподавателя в наставника, проводника к множеству источников информации; переход от статичного обучающего контента к саморазвивающейся системе управления знаниями;  преимущественное применение интерактивных методов и компетентностного подхода; творческая и исследовательская деятельность обучающихся; учет интересов и потребностей аудитории; прямая связь между обучением и реальной жизнью; совместное оценивание результатов процесса учения/обучения и пр. [3].

Педагог, старающийся работать творчески, не может остаться в стороне от предъявляемых временем требований усовершенствования учебного процесса. Совершенно очевидно, что преподавателям предстоит «учиться учить» в течение всей профессиональной деятельности. У обучаемых сейчас требуется вырабатывать компетенции (компетентностный подход), большая роль отводится творческим заданиям по самостоятельной работе (активная  роль обучающихся и развитие их творческих способностей), требуется также большое число интерактивных образовательных технологий (презентации, ролевые игры, круглые столы, дискуссии, дебаты, мозговые штурмы и т.д.), максимальный учет межпредметных связей и т.д. Фонды оценочных средств должны быть максимально приближены к условиям будущей профессиональной деятельности обучаемых, включать задания на самостоятельное конструирование способа решения с привлечением знаний и умений из разных дисциплин, то есть, нестандартные практико-ориентированные задания. 

Курс «История английского языка» ставит своей целью формирование у студентов  готовности  к научно-исследовательской деятельности, а также выработку у них диахронического подхода ко всем языковым явлениям современного английского языка, способности определять причины языковых изменений и их отражение в современном английском языке. Комплекс развиваемых компетенций основывается также на осознании тесной связи истории языка с историей народа, говорящего на данном языке.

Изучение курса осуществляется в следующих аудиторных формах, носящих «комплексный» характер: интерактивные лекции с применением мультимедийных технологий (мультимедиа-презентаций, Hotlist, Webquest, Scenario, TreasureHunt), практические занятия с элементами дискуссии, с использованием технологий case-study и проблемно-ориентированного междисциплинарного подхода к изучению наук, с использованием авторского электронного пособия (курс лекций), аудио- и мультимедийных материалов, а также в ходе интенсивной самостоятельной работы студентов, постоянно направляемой преподавателем (в т.ч. и во время индивидуальных консультаций). Нельзя забывать и о нравственной стороне процесса обучения, его воспитательном потенциале. К сожалению, когда на первый план выдвигается конкурентоспособность выпускника на рынке труда, вопрос о нравственности путей достижения этой цели отходит на второй план. Нравственная дезориентация молодого поколения, неумение отличить добро от зла, разрушение традиционной системы ценностей побуждают ученых и педагогов задуматься, насколько содержание образования и используемые технологии соответствуют духовным потребностям людей, граждан России [1]. 

Список использованных источников
  1. Лазарев Ю.В. Публицистика о проблемах в области современного гуманитарного образования // VIII пасхальные чтения: Мат-лы 8-ой науч.-метод. конф. «Гуманитарные науки и православная культура». М., 2011. 2. Матухин Д.Л. Особенности развития языкового образования в России // Межкультурная коммуникация: теория и практика. – Сб. ст. X Междунар. науч.-прак. конф. Ч.2. – Томск, 2010. 3. Материалы SMELR (Smart e-learning Russia) 2012. – Электронный ресурс: http://elearning-russia.ru/about/materials.php
  2. Матухин Д.Л. Особенности развития языкового образования в России // Межкультурная коммуникация: теория и практика. – Сб. ст. X Междунар. науч.-прак. конф. Ч.2. – Томск, 2010.
  3. Материалы SMELR (Smart e-learning Russia) 2012. – Электронный ресурс: http://elearning-russia.ru/about/materials.php
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Среднее (полное) общее образование
Утвержденная дата выступления  18.08.2015
Ключевые слова  «умное» учение, комбинированное (с использованием ИКТ) обучение, творческая личность, Интернет-ресурсы, обучение ‘в сотрудничестве’ smart learning, blended learning, creative personality, innovative technologies, Internet resources, cooperative learning


Чтобы оставлять комментарии необходимо пройти процедуру регистрации.

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.