plakat.jpg
      
Личный кабинет
Пожалуйста, авторизуйтесь:
Логин:
Пароль:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:




Формирование предметных образовательных компетенций учащихся при решении геометрических задач на построение

Автор: Мухина Галина Геннадьевна, Почётная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.11.2006, Почётная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации от 01. 07. 2009 как победителю конкурса лучших учителей Российской Федерации в рамках ПНПО, Почётная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации от 05. 07. 2013 как победителю конкурса лучших учителей Российской Федерации в рамках ПНПО , знак "Почётный работник общего образования РФ" от 05. 07. 2013
МАОУ многопрофильный лицей №20 г. Ульяновска

Задачи на построение считаются одними из самых сложных задач в курсе планиметрии. Сформировать у учащихся навыки их решения за время, отведенное на уроках по программе, очень трудно, а отсюда и проблема – как научить решать задачи на построение? 

Использование компьютера в обучении позволяет несколько иначе взглянуть на эту проблему и даёт возможность искать более эффективные пути для ее решения. В течение трёх лет я занималась данной проблемой и хочу поделиться некоторым  своим опытом.

Учителю необходимо уже в 7 классе с первых уроков, где даются начальные представления о задачах на построение, прививать учащимся интерес к ним. Применение собственных компьютерных презентаций позволило мне этого добиться.

Свои презентации «Задачи на построение» и «Построение треугольников по трем элементам» я применяла на уроках геометрии в седьмых классах, где решаются самые первые, так называемые простейшие и основные задачи на построение. Они позволили мне проводить уроки интересно, насыщенно, ярко оформленные слайды и анимации делали их ещё и развлекательными. Возможности анимации освобождали меня от выполнения построений циркулем на доске, что позволяло больше уделять времени объяснению процесса построения. Демонстрации на экране в большей степени, чем построения мелом на доске, показывали учащимся необычность и оригинальность решения задач, точность и красоту геометрических фигур, получающихся в результате построения. Всё это в значительной степени способствовало привитию интереса учащимся к таким задачам.

Эффективность и результативность таких уроков намного выше тех, где при объяснении применяется  только циркуль, мел и линейка. Дети, заинтересовавшись в первую очередь эффектами анимации, лучше вникают и в сам процесс построения геометрических фигур. В итоге учащиеся быстро усваивают решение основных задач, что очень важно в дальнейшем для решения более сложных задач на построение.

Главную задачу, которую я ставила перед собой в 7 классе – научить учащихся хорошо решать задачи на построение треугольников по основным элементам непосредственно с применением циркуля.

Основную же работу по совершенствованию навыков в решении задач на построение я проводила в 8 классе, где мы решали более сложные задачи. Здесь я доводила до сознания учащихся, что главное в решение задач на построение состоит не в том, чтобы проделать руками соответствующие построения циркулем, а в том, чтобы поработать мозгами. То есть – найти алгоритм решения и описать решение задачи в виде последовательности уже известных элементарных построений, ведущих к построению нужной фигуры. Как таковой сам циркуль здесь и не нужен. Дети должны уметь логически мыслить, грамотно рассуждать, обосновывать предложенное ими решение задачи, а также доказать, что построенная фигура удовлетворяет всем условиям задачи, выяснить, всегда ли построение можно осуществить, сколько существует решений.

При обучении решению задач на построение я использовала учебное пособие, созданное ученицей 8 класса под моим руководством, как результат её работы над учебным проектом «Как научиться решать задачи на построение». Это пособие дает рекомендации по решению и оформлению задач на построение, демонстрирует решение сложных задач и методы их решения и предназначено для тех, кто хочет научиться решать  задачи на построение.  

Оно состоит из двух частей: теоретической, где очень доступно разъясняется, что значит решить задачу на построение; практической, состоящей из 82 задач, где показывается, как решаются задачи на построение и предлагается 39 задач для самостоятельного решения. У каждого ученика это пособие было на домашнем компьютере, поэтому основную работу по нему они выполняли дома. На уроках, используя  опять же презентации, я разбирала решение наиболее сложных задач из пособия, особое внимание уделяла задачам, имеющим не одно решение. В итоге учащиеся восьмых классов показали хорошие результаты на зачётной письменной работе по решению задач на построение.

Желаемый результат в формировании компетенций учащихся при решении задач на построение я увидела в 9 классе, когда мы закрепляли уже известные и изучали новые методы решения этих задач. Большинство учащиеся быстро освоили новые методы и не испытывали особого затруднения в их применении. Теперь уже некоторые ранее сложные задачи решались другими методами гораздо проще. Учащиеся сами создавали презентации, демонстрируя решение задачи на построение разными методами.

            Современный урок - урок сотворчества ученика и учителя. Учитель, которому удается изменить ход урока так, что это нравится ученикам, больше никогда не возвращаются к традиционным урокам. 

Мои презентации и другие практические материалы, на которые я ссылаюсь            в данной статье можно найти на моём яндекс-диске по ссылке:

https://yadi.sk/d/TzxF9ES4hrhrq

Список использованных источников
  1. Александров И. И. Сборник геометрических задач на построение. М., 2010.
  2. Аргунов Б. И., Балк М. Б. Геометрические построения на плоскости. М., 1957.
  3. А. В. Задачи на построение в школьном курсе геометрии //Математика в школе. - 2002. - 9.
  4. Блинков А. Д., Блинков Ю. А. Геометрические задачи на построение. М., 2010.
  5. Киселев А. П. Геометрия. Планиметрия: учебник для 7-9 классов общеобразовательных школ. – СПБ.: Специальная литература, 1999.
  6. Корнеева В. Е. Решение задач на построение методом спрямления //Математика в школе. - 1995. - 5.
Уровень  Среднее (полное) общее образование
Утвержденная дата выступления  19.08.2015


Чтобы оставлять комментарии необходимо пройти процедуру регистрации.

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.